Не все знают о существовании SIP телефонии. Данный вид телефонии, чаще всего используется для бизнеса, например, создание Call-центров т.к. она обеспечивает достаточно низкие тарифы на связь. В некоторых случаях, операторы предлагают бесплатные внутрисетевые звонки по стране. Далее рассмотрим, что представляет собой SIP, принцип ее работы, программное обеспечение и как выбрать оператора.
Что такое SIP телефония
Несколько лет назад, звонки осуществлялись с помощью стандартных телефонных линий связи: спутниковая связь, воздушные и кабельные линии, оптическое волокно. Подобная связь относится к стандартной телефонии. После внедрения интернета практически во все сферы жизни человека, появились новые стандарты связи.
В переводе с английской SIP (Session Initiation Protocol) означает – протокол передачи данных. Он используется для множества целей: для IP-телефонии, передачи видео и аудио информации. Работа осуществляется по схеме «клиент-сервер», таким образом постоянно чередуются запросы и ответы.
Также есть такое понятие как IP-телефония, она подразумевает под собой связь по протоколу IP. IP-телефония – это набор протоколов, технологий и методов, обеспечивающих традиционные для телефонии набор номера, дозвон и двустороннее голосовое общение, а также видео общение по сети Интернет или любым другим IP-сетям. Сигнал по каналу связи передаётся в зашифрованном виде и в дальнейшем преобразовывается, чтобы снизить нагрузку на сеть.
Также сюда стоит отнести VOIP телефонию, она позволяет передавать данные по зашифрованным каналам связи и обеспечивает высокую пропускную способность. Благодаря такому протоколу связь становится более качественной вне зависимости о того, где находиться абонент. При использовании этой технологии, можно забыть о такой проблеме, как задержка сигнала.
Как это работает
Принцип работы SIP достаточно сложный, постараемся объяснить проще:
- во время звонка выполняется сжатие данных и преобразование в цифровой сигнал;
- далее, сервер начинает определять направление звонка;
- затем происходит запрос на переадресацию звонка на устройство второго абонента;
- после этого, запрос отправляется на сервер, которые определяет местоположение абонентского терминала (SIP клиента);
- только после этого устанавливается подключение. Соединение происходит с помощью SIP протокола. Производится обратное преобразование сигнала из цифрового в аналоговый. После того, как произойдет соединение, абонент может слышать голос.
Выше был приведен пошаговый процесс, показывающий принцип работы. Подключение производится быстро, в течении нескольких долей секунды, задержка в приеме сигнала практически отсутствует.
Как осуществляются звонки
С помощью чего можно осуществлять звонки по СИП:
- с компьютера или телефона, предварительно установив на них специальную программу. При этом потребуется гарнитура или наушники;
- посредством интернета: WLAN, 3G/LTE с предварительной установкой специальных SIP приложений;
- аппаратный или программный SIP телефон;
- подключение телефона к VoIP-шлюзу;
- аккаунта онлайн сервисов.
Необходимо зарегистрироваться у провайдера и настроить телефон согласно требуемым параметрам. Обычно, настройки, указаны на официальном сайте оператора, в разделе помощи. Также потребуется прописать данные аккаунта: логин и пароль. Если звонок осуществляется на стационарные или мобильные номера, то не забудьте пополнить счет. Внутрисетевые звонки, чаще всего бесплатные.
Чтобы принимать звонки без использования дополнительных инструментов: гарнитура, наушники и т.д., можно приобрести телефон VOIP. Он позволит принимать вызовы самостоятельно. Подобные аппараты оснащаются беспроводными трубками, что достаточно удобно.
Лучшие программы
Далее рассмотрим наиболее популярные программы, обеспечивающие использование SIP телефонии.
Blink
Функциональная программа для обеспечения связи по протоколу SIP. Ее отличительной особенностью является интуитивно понятный интерфейс. У пользователей не возникнет каких-либо проблем с ее использованием. В программе реализована поисковая система, позволяющая найти абонента по IP адресу и номеру телефона. Для совершения звонка потребуется только кликнуть по профилю абонента и нажать зеленую кнопку «Вызов».
Во время общения, абонент может поставить разговор на паузу, записать его и отключиться. Также есть возможность использовать аудио конференцию (общение между несколькими пользователями). Программа Blink есть в ПРО версии, которая ориентирована для бизнеса.
MicroSIP
Простая программа, в которой собраны все самые необходимые функции для обеспечения звонков по СИП телефонии. Помимо текстового общения, реализована функция голосовых сообщений. Для удобства набора номера, предусмотрен циферблат, который вынесен в отдельное окно и позволяет быстро набрать номер абонента.
Есть специальная папка «Contacts», куда помещаются все ранее добавленные контакты пользователя. Также все ранее совершенные звонки сохраняются в историю, которую можно просмотреть прямо из окна MicroSIP.
Zoiper
Главной отличительной чертой Zoiper является то, что существуют версии для разных операционных систем. При этом, интерфейс программы русскоязычный. В утилите реализовано несколько опций: «Контакты» (папка позволяет увидеть список контактов), «Вызов» (показывает ранее совершенные вызовы), «Клавиатура» (позволяет вызвать в отдельном окне панель набора номера), «История» (история вызовов и набранных номеров за определенный промежуток времени).
Единственным недостатком данной программы является то, что бесплатная версия не дает пользователям возможность совершить звонок или послать текстовое сообщение. Для возможности пользоваться полным функционалом, потребуется приобрести платную версию.
Как обеспечивается безопасность
Главным преимуществом использования СИП, является то, что она может обезопасить пользователей от прослушивания разговора. Сегодня, можно выделить следующие протоколы, благодаря которым, разговор по СИП защищен:
- протокол SRTP. С его помощью осуществляется шифрование мультимедийных данных;
- протокол SIPS. С его помощью поток передачи данных защищается дополнительным шифрованием;
- шифрование по стандарту RFC 3261. В данном случае, дополнительному шифрованию подвергается протокол TLS (протокол защиты транспортного уровня).
Выбор sip провайдера
Чтобы обеспечить максимально стабильное качество связи, требуется соблюдать несколько критериев при выборе СИП провайдера. Рассмотрим основные критерии выбора и расскажем о нескольких наиболее популярных операторах:
- популярность оператора — главный критерий при выборе провайдера. Высокие цены и низкое качество предоставляемых услуг, отталкивают потенциальных клиентов. Наиболее оптимальное соотношение цена/качество, согласно пользовательской оценки у провайдеров Мегафон с их услугой SIP телефонии «Мультифон», затем идут Zadarma, Ростелеком и UISCOM;
- стабильность предоставляемых услуг. Не стоит доверять оператору, у которого наблюдаются постоянные сбои. Перед тем, как выбрать провайдера, оцените данный критерий, достаточно почитать отзывы. По отзывам пользователей, в данном случае лидирует провайдер Ростелеком;
- тарифные планы и цены. Лучше ориентироваться на того провайдера, который предлагает своим клиентам достаточно большой выбор тарифов и оптимальные цены на звонки. Лучшим оператором в данном случае является SIPNET (СИПНЕТ).
После обращения к провайдеру, абоненту будет присвоен уникальный SIP-аккаунт, SIP ID и SIP URI. ID необходим для связи внутри сети, URI для звонков в другие регионы.
Помимо присвоение уникального идентификатора для совершения звонков, операторы предоставляют следующие типы номеров:
- прямой номер. Стандартный номер телефона, позволяющий выполнять дозвон с мобильных и стационарных телефонов. Стоит отметить, что данный тип номеров имеет географическую привязку;
- виртуальные. Подобные номера характеризуются тем, что когда абонент производит дозвон, необходимо набрать добавочные цифры для установления связи. В большинстве случаев подобной телефонией пользуются банки, предприятия и т.д.;
- бесплатные номера. В данном случае, услугами SIP телефонии пользуются различные организации, рекламные агентства, центры поддержки клиентов и прочие горячие линии. Чаще всего номер начинается +8-800.
Также, для совершения звонков без географической привязки, потребуется зарегистрировать СИП-аккаунт. Регистрация аккаунта производится у выбранного провайдера.
Преимущества телефонии
Далее рассмотрим основные преимущества СИП телефонии:
- пользователи могут подключаться к любым сетям оставаясь на связи на прежнем тарифе, без повышения стоимости. Обусловлено это тем, что отсутствует географическая привязка;
- звонки внутри сети абсолютно бесплатные;
- вызовы на стационарные и мобильные телефоны стоят гораздо дешевле. Связано этом с тем, что при использовании IP телефонии по протоколу SIP устанавливается связь между абонентами посредствам интернета;
- привязка любого номера к своему персональному аккаунту;
- программы SIP телефонии есть абсолютно для каждой платформы, что позволяет абонентам быть на связи в любой ситуации и даже использоваться ее дома;
- дополнительные опции: переадресация, удержание, ожидание и т.д.