Ретушь (retouch) – представляет собой коррекцию изображения для устранения недостатков и повышения общей эстетики фотографии. Профессиональные ретушеры используют для этого графические фоторедакторы. Одним из инструментов, который предоставляет ряд возможностей для гибкой коррекции является Photoshop. Ретушь в первую очередь направлена для устранения дефектов, подготовки к публикации изображения и решения творческих задач.
Что такое ретушь
Ретушь фотографий включает в себя ряд технических и структурных инструментов, с помощью которых достигается необходимый эффект. В свою очередь портретная обработка подразумевает использования конкретных методик для устранения недостатков. Всего существует два метода портретной коррекции: частотное разложение и Dodge&Burn.
Частотное разложение – подразумевает деление изображения на две составляющие: верхние и низкие частоты. При использовании данного метода картинка разделяется на два слоя — один хранит в себе текстуру кожи, второй содержит информацию о цвете, экспозиции, светотени, уровнях контрастности, фильтрах. Для нижних частот используется фильтр «Размытие по Гауссу», для верхних «Цветовой контраст». Частотное разложение применяется не только к портретной обработке, но и хорошо показывает себя на простых фотографиях, где человек не попадает в крупный план.
Dodge&Burn – профессиональная портретная ретушь, применяется исключительно там, где лицо человека является главным объектом на фото. В основу методики заложены инструменты «Осветление», «Затемнение» и «Прозрачность». При их использовании затемняются и осветляются те участки кожи, которые требуют коррекции. Также моделируется объем, добавляется резкость и полутона.
Ретушь делится на виды: техническая и художественная. Художественная обработка (коллажирование) подразумевает под собой общее улучшение качества исходного объекта (экспозиция, контраст, резкость). Дополнительно может заменяться фон, добавляться различные объекты и корректироваться внешность модели.
Техническая обработка – это восстановление самого снимка: удаление потертостей, царапин, пятен и других дефектов. Также она применяется при создании фото на документы.
Ретушь фотографий
Для общей арт-обработки фотографий в Фотошопе понадобятся стандартные инструменты с помощью которых будет достигнут требуемый результат, все они простые и с ними разберется даже начинающий.
Параметры наложения
С помощью фильтров наложения можно управлять яркостью фотографий с естественной освещенностью. В некоторых случаях на изображении одни участки выглядят более затененными, другие осветленными. Корректировка интенсивности производится с помощью «Осветления основы» (Color Dodge).
Инструкция:
- открываем необходимую картинку;
- создаем новую копию нажав на иконку «Create new Layer»;
- применяем к созданному элементу режим наложения «Осветления основы» (Color Dodge);
- параметр «Прозрачность» (Opacity) выставляем на 15%;
- выбираем инструмент «Пипетка» и применяем ее к той области, которую требуется осветлить;
- выбираем «Кисть» и параметр «Жесткость» выставляем 0%;
- Корректируем с помощью кисти необходимую область подбирая соответствующий цвет. При использовании данного инструмента дополнительно корректируется насыщенность.
Camera Raw для цветокоррекции
Фильтр «Camera Raw» предназначен для всесторонней обработки. С его помощью настраиваются параметры детализации, полутона, температуры. При этом можно выполнить калибровку цветопередачи т.к. не все фотоаппараты могут отобразить корректные оттенки. Выполним цветокоррекцию и сделаем исходное фото черно-белым, дополнительно добавим другие эффекты:
- переходим в «Фильтр» и «Camera Raw»;
- в блоке «Основные» параметр «Контрастность» повышаем до +15;
- ползунок «Света» убавляем до -30, «Тени» до -50, «Белые» до +10;
- параметр «Четкость» указываем +15 и «Насыщенность» — 100:
- добавим эффекты: «Эффекты» и «Зерно»;
- «Величина» 20, «Размер» 20 и «Неровность» 55;
- добавим виньетку: «Эффект» -20, «Округлость» +20.
После редактирования фото выглядит так:
Рассмотрим использование фильтра с применением инструментов «Тоновая кривая», «Детализация», «HSL» и «Разбивка тонов». Сделаем исходное фото в более теплой гамме:
- открываем фильтр;
- зададим основные настройки:
- «Баланс белого» — Авто;
- «Температура» — +10;
- «Оттенок» — -5;
- «Экспонир» — +0,60;
- «Контрастность» — +10;
- «Тени» — -10.
- открываем раздел «Тоновая кривая» и передвигаем ползунки в следующие значения:
- «Света» — -35;
- «Светлые» — -10;
- «Темные» — -20.
- открываем раздел «Детализация», выставляя следующие значения:
- «Эффект» — 20;
- «Радиус» — 1,5;
- «Детализация» — 30.
- переходим в раздел «Настройки HSL» и в каждом пункте выставляем параметры, указанные на скриншотах:
- Открываем «Разбиение тонов». Ползунок «Цветовой тон» устанавливаем на тот оттенок, который будет основным для всей фотографии. Ползунок «Насыщенность» регулируем таким образом, чтобы придать картинке необходимую гамму. Для «Тени» выполняем идентичные действия.
Результат:
Инструмент «Пластика»: создаем улыбку и корректируем лицо
Фильтр «Пластика» является функциональным решением при редактировании фотографий. С его помощью можно искажать пиксели без потери качества исходного изображения.
В Фотошопе есть инструмент «Марионеточная деформация», которую также можно использовать для создания улыбки. Но у него есть существенный минус, искажение производится с потерей качества. Поэтому рассматривать будем на примере первого инструмента:
- переходим в меню «Фильтры» и «Пластика»;
- зададим основные настройки: «Размер кисти» 20, «Нажим» 40;
- берем инструмент «Деформация»;
- возле края губ немного вытягиваем курсор;
- Посмотрим на результат.
До:
После:
Уровни
«Уровни» в Photoshop предназначены для корректировки тонального диапазона и баланса путем изменения на гистограмме интенсивности теней, средних и светлых тонов.
Значения основных параметров:
А. (тени), В. (средние тона), С. (светлые участки), D. (ползунки настройки выходных параметров).
Пример ретуши в Фотошопе с использованием уровней для создания изображения в стиле фильтров Инстаграм:
- открываем раздел «Слои», «Новый корректирующий» и «Уровни»;
- ползунок «Тени» поставим на 15, «Средние тона» на 0,85;
- придадим эффект «Дымка». Выходное значение выставим 30;
- укажем индивидуальные настройки для канала RGB, установим следующие значения, как показано на скриншотах:
В итоге получаем:
Коррекция цвета и тона изображения
Редактирование цвета и тона производится с помощью корректирующих слоев и вспомогательных инструментов:
- открываем «Корректирующий слой» и «Цветовой тон/Насыщенность»;
- в панели «Слои» параметр наложения указываем «Мягкий свет»;
- в меню корректировки тона и насыщенности отмечаем чекбокс «Тонирование»;
- ползунок «Цветовой тон» перемещаем в значение 200, «Насыщенность» 30 и «Яркость» -40;
- благодаря данным функциям мы можем изменять тона делая их холодными или теплыми. Результат:
Для корректировки тона можно использоваться слой-заливку:
- открываем «Новый слой-заливка» и «Цвет»;
- откроется «Палитра», где устанавливаем основной цвет, например, мы хотим, чтобы фото приобрело теплую гамма — выбираем желтый, красный, оранжевый и другие;
- в «Параметры наложения» устанавливаем «Яркий свет»;
- применяем «Непрозрачность» 20-25% и устанавливаем «Маску»;
- инвертируем маску нажав сочетание клавиш «Ctrl+I» и с помощью белой кисти закрашиваем область, которую требуется тонировать. В нашем случае, мы затонировали область позади девушки:
Корректируем средние тона
Чаще всего пейзажные и портретные снимки страдают от недостаточной детализации. Чтобы подчеркнуть ландшафт или структуру лица, требуется отредактировать средние тона:
- создаем дубликат с изображением модели «Ctrl+J»;
- открываем «Фильтр» и «Преобразовать в смарт-объект»;
- «Фильтр», «Другое» и «Цветовой контраст». В инструменте «Цветовой контраст» задаем радиус 3;
- открываем «Параметры наложения» и выбираем «Перекрытие»;
- выбираем «Стиль слоя»;
- устанавливаем наложения для градиентов, как указано на скриншоте. Для того, чтобы добавить дополнительные ползунки, удерживаем клавишу «Alt» на гистограмме;
- в группе слоев кликаем по фильтру «Цветовой контраст» и настраиваем радиус до оптимального значения. Исходное фото получилось более контрастным, что позволило подчеркнуть детали;
Результат:
Карта градиента
В некоторых случаях при фотографировании природных явлений, например, заката фото получается блеклым. Чтобы подчеркнуть насыщенность изображения воспользуемся картой градиента:
- открываем «Новый корректирующий слой» — «Карта градиента»;
- откроется панель градиента, щелкаем по ней, чтобы открыть окно редактора;
- в окне редактора установим необходимые цвета. Для этого щелкаем по маркеру и в палитре выбираем светло-красный, для второго маркера желтый;
- в параметрах наложения выберем «Мягкий свет», а «Прозрачность» убавим до 30%.
Результат:
Эффект «Свечения/подсветки»
С помощью градиента и цвета можно добавить свечение или подсветку. Лучше всего применять эффект к фотографиям, где использовалась макросъемка или для художественной обработки, чтобы создать свечение солнечных лучей:
- делаем дубликат картинки сочетанием клавиш «Ctrl+J»;
- открываем меню «Изображение» — «Коррекция» и «Уровни»;
- устанавливаем значение для маркера «Тени» 150 или 200;
- открываем «Изображение», «Коррекция» и «Черно-белое»;
- параметры «Красные» и «Желтые» перемещаем в 300%;
- выбираем инструмент «Кисть» и окрашиваем ее в черный. Закрашиваем фотографию кроме источника света.
- переходим в раздел «Фильтры», «Размытие» и «Радиальное размытие». Метод «Линейный» и «Количество линий» 60;
После применения размытия внесем еще несколько изменений:
- устанавливаем параметры наложения «Экран». Результат получился следующий:
- добавим естественного свечения.
- открываем «Стиль слоя» и отмечаем чекбокс «Внутреннее свечение» и Внешнее свечение»;
- открываем пункт «Внутренне свечение» и изменяем параметр «Цвет» на бледно-желтый. «Стягивание» 50 и «Размер» 120;
- открываем «Внешнее свечение» и устанавливаем параметр «Цвет» в следующее значение:
- «Размах» указываем 100.
Корректируем тон кожи
После проведения фоторетуши кожа на фотографии может выглядит неестественно, чтобы устранить изъян воспользуемся корректирующим слоем и отрегулируем параметры HSL:
- открываем «Слои» и «Цветовой тон/Насыщенность»;
- создаем маску;
- инвертируем маску с помощью сочетания клавиш «Ctrl+I» предварительно выделив ее миниатюру на панели слоев;
- берем инструмент «Кисть», применяем для нее белый цвет и закрашиваем те области лица, которые выглядят неестественно. Регулировку цветового тона производим с помощью ползунка «Яркость».
Мы не будем рекомендовать определенные настройки все зависит от исходной фотографии. Используйте разные значения и определите, какой вариант более оптимален.
До и после обработки в Фотошопе:
Подбор цвета
Ретушь в Photoshop с помощью инструмента «Подбор цвета» актуальна в том случае, когда изображение является групповым. На таких снимках бледность кожи одного человека может оттенять загар другого, что выглядит не эстетично. В нашем примере используется свадебная фотография, где цвет лица мужчины контрастирует с женским:
- создаем дубликат фоновой картинки;
- выбираем «Быстрое выделение» и выделяем кожу мужчины;
- выполним растушевку, правой кнопкой мыши жмем по выделенной области и в контекстном меню выбираем «Растушевка»;
- радиус в 5-10 пикселей;
- копируем выделенную область: нажимаем правой кнопкой мыши (ПКМ) и в контекстном меню «Скопировать на новый»;
- переходим в меню «Изображение», «Коррекция» и «Подобрать цвет»;
- регулируем параметры «Светимость», «Интенсивность цветов» и «Ослабление»;
- таким образом мы добились минимальных различий, пара на фото выглядит гармонично, а цвет кожи получился естественным.
Устраняем шум
Цифровой шум на фотографиях представляет собой хаотично разбросанные пиксели случайного цвета. Устранить дефект возможно с помощью фильтра «Reduce Noise»:
- открываем изображение и делаем дубликат;
- переходим в меню «Фильтр», «Шум» и «Убрать шум»;
- настраиваем фильтр: «Интенсивность» 8, «Сохранить детали» 30-40, «Уменьшить шумы цвета» 70-90 и «Детали резкости» 40. Отмечаем чекбокс «Удалить артефакты JPEG».
Создаем винтажный (ретро) эффект
Для того, чтобы добиться ретро-эффекта понадобиться использовать корректирующие слои и кривые:
- открываем изображение, с которым будем работать;
- создаем дубликат фотографии сочетание клавиш «Ctrl+J»;
- переходим в меню «Фильтр» и «Преобразовать в смарт-объект»;
- применяем фильтр «Размытие по Гауссу» и радиус 4 пикселя;
- выбираем инструмент «Кисть» и кликаем по миниатюре «Смарт-фильтры» в панели слоев;
- черной кистью удаляем размытие, как показано на скриншоте т.е. убираем его с модели. Подобный эффект создаст глубину резкости;
- применяем «Кривые»: «Изображение», «Коррекция» и «Кривые»;
- линии кривых на гистограмме устанавливаем, как показано на скриншоте. Это позволит добавить желтые оттенки к изображению;
- создадим корректирующий слой с картой градиента;
- градиент выберем из готовых вариантов и уменьшим непрозрачность карты до 20%;
- чтобы состарить фотографию добавим шум: «Фильтр», «Шум» и «Добавить шум»;
- настроим параметры: «Эффект» 4%, «Распределение» по Гауссу и «Тип» монохромный;
- Выполним размытие шума для придания эффекта зернистости. Выбираем «Размытие по Гауссу» и радиус 1 пиксель. После проведенных манипуляций мы получили фотографию с ретро-эффектом и с имитацией старой пленки.
Сепия для черно-белого изображения
Оттенки сепии часто используются при ретуши черно-белых фотографий, с ее помощью достигается эффект состаренной фотографии:
- предварительно обесцветим фото: «Изображение», «Коррекция» и «Черно-белое». Устанавливаем значения, как указано на скриншоте;
- создаем новый корректирующий слой;
- применяем к нему «Фотофильтр»;
- в окне «Фотофильтр» применяем эффект «Сепия» и «Плотность» 100%;
- переходим в «Стили» дважды щелкнув по объекту и двигаем маркер на первом градиенте влево зажав клавишу «Alt». Это необходимо для создания плавного эффекта перехода.
Позиционирование
Фотошоп при использовании инструмента «Позиционирование» размещает объекты не совсем корректно. Связано это с тем, что программа привязывает элемент к другим объектам. Чтобы отключить привязку при использовании позиционирования размещаем объект предварительно удерживая клавишу «Ctrl».
Создаем тень
В некоторых случаях требуется создать для объекта тень. Это часто необходимо при художественной обработки в Photoshop:
- возьмем изображение, где мы заранее отделили объект от фона. Это позволит использовать глобальные настройки и элемент сможет отбрасывать тень;
- открываем «Стили» и отмечаем чекбокс «Тень». Устанавливаем настройки, указанные на скриншоте. Регулировать выходные значения можно на свое усмотрение;
Последовательность слоев
При создании художественной ретуши приходится работать с большим количеством слоев. Вследствие этого может возникнуть путаница, особенно, если объекты названы однотипно «layer 5», «layer 8» и т.д. В первом варианте можно использовать функцию «Создать группу». Сочетанием клавиш «Ctrl+G» мы создадим папку, куда можно поместить некоторые объекты, например, где было выполнено копирование выделенной области, т.к. при коллажирование выделение используется достаточно часто.
Во втором случае используем инструмент «Перемещение». Наводим курсор на фото и кликаем «ПКМ» раскроется список, где можно увидеть, какие слои расположены за текущим. С помощью данных методов проблем с идентификацией объектов возникнуть не должно.
Портретная ретушь
Методов портретной ретуши два: частотное разложение и Dodge&Burn. Каждый из приведенных вариантов обработки портрета имеет свои плюсы и минусы, а также по-своему уникален. В первую очередь выполним обработку с помощью частотного разложения. Этот метод зарекомендовал себя среди профессиональных ретушеров, как оптимальный способ получить качественную и быструю ретушь. При обучении обработке фотографий лучше всего начинать именно с него, он поможет понять базовые принципы работы.
Частотное разложение
Инструкция:
- открываем фотографию с которой будем работать;
- дублируем ее 2 раза сочетанием клавиш «Ctrl+J». Верхнюю копию переименовываем в «Детализация», нижнюю в «Тон» и верхнюю временно отключаем;
- работаем с копией «Тон», применяем фильтр «Размытие по Гауссу»;
- применение данного фильтра позволит сгладить неровности кожи. Для сохранения текстуры и деталей, устанавливаем значение для размытия от 5 до 15 пикселей;
- включаем видимость копии «Детализация», открываем меню «Изображение» и «Внешний канал». Выставляем параметры, как указано на скриншоте;
- убедитесь в правильности настроек. Раскройте пункт «Слой» и выполните объединение с копией «Тон», картинка должна стать серой;
- режим наложения «Линейный свет»;
- объединяем копии в группу. Выделяем объекты и нажимаем сочетание клавиш «Ctrl+G».
Проведем предварительный анализ. После применения базовых значений некоторые участки кожи выровнялись, некоторые нет. Для того, чтобы исправить ситуацию используем инструмент «Штамп»:
- дублируем копию «Детализация» и с зажатой клавишей «Alt» щелкаем между слоями и устанавливаем режим наложения «Обычный», как показано на скриншоте;
- применяем инструмент «Кривые» и в поле Input устанавливаем значения 128, выгибаем кривую, как показано на скриншоте;
- берем инструмент «Штамп» и начинаем устранять недостатки. Работаем с копией «Детализация». Для корректной работы «Штампа» удерживаем клавишу «Alt». Устраняем дефекты по своему усмотрению. Наш конечный вариант вполне устраивает, кожа сгладилась, а текстура сохранилась.
До и после:
Dodge&Burn
Dodge&Burn – это профессиональная портретная ретушь. Область применения данного метода – создания глянцевых фотографий. При этом ее использует и при ретуши простых изображений. С его помощью достигается максимальный эффект:
- открываем рабочее фото и создаем новый слой сочетанием клавиш «Shift+Ctrl+N». Называем его «DB», режим наложения «Мягкий свет» и заливаем серым;
- создадим 2 вспомогательные копии. Первая «Black and White». Кликаем на иконку корректирующих слоев и выбираем его там. Уводим красные цвета влево, чтобы все дефекты стали ярко выраженными;
- создаем Кривые, чтобы добавить контраст. Делаем на графике S-образную кривую на глаз, чтобы выделить все пятна;
- берем мягкую кисть с маленьким радиусом 5-10 пикселей, выставляем ей настройки Opacity: 8%, Flow: 10%.
Посмотрите на свое изображение — на коже будут видны темные и светлые пятна. Наша задача затемнить слишком осветленные участки и осветлить темные, привести к равномерному цвету лица. Маленькая мягкая кисть — чтобы размер соответствовал размеру «пятна» и кисть не оставляла резких краев. Параметры непрозрачности и нажима такие, чтобы вносить лишь точечные изменения в тон кожи. Для более темных участков можно повысить Opacity до 10-15%.
Устанавливаем цвета на черный и белый в палитре. Теперь в зависимости от того, будем ли осветлять или затемнять, ретушируем на слое «DB» белой или черной кистью. Быстро переключать цвета можно нажатием клавиши «X». Dodge&Burn кропотливый процесс, который требует усидчивости и терпения.